Как развить эмоциональную сферу ребёнка

Обновлено:

Содержание

  1. Критерии нормального развития
  2. Критерии, которые говорят о нормальном эмоциональном развитии
  3. Важность эмоционального развития

  Нормы эмоционального развития детей

С самого рождения дети учатся выражать чувства.

Быстро наращивают способности к эмоциональному выражению чувств и ощущений, управлению и когнитивным способам выражения эмоций.

Эти процессы идут одновременно с развитием таких навыков как моторный контроль мышления и языка.

Адекватное эмоциональное развитие в первые 5 лет закладывает фундамент для адаптации, например, в школе. А также для формирования социальных отношений в течение жизни: способность устанавливать дружеские и рабочие отношения с людьми.

Часто родители не уделяют внимания эмоциональному развитию ребёнка ставя во главу угла другие аспекты развития.

Необходимо, чтобы способность или эмоциональная компетентность, - переживать эмоции, понимать, управлять ими развивалась.

Поэтому нужно уделять этому много внимания, чтобы развитие было гармоничным, соответственно возрасту ребёнка.

Критерии нормального эмоционального развития

Первый критерий: плач.

Плач ребёнка до 8 недель самый интенсивный, но начиная с 12-14 недели становится более стабильным, ровным и не вызывает сильного напряжения у родителей.

Второй критерий: глазной контакт.

Ребёнок устанавливает глазной контакт, если его держать в 20-ти см от лица взрослого человека, смотрящего на него.

Если это происходит, значит развитие адекватное.

Когда ребёнка берут на руки,успокаивается, улыбается или гулит, когда с ним разговаривают, иногда отвечает звуками.

Больше улыбается, издаёт звуки на знакомое лицо.

Уровень эмоционального развития можно разделить на несколько групп.

От 0 до 4 мес

Когда ребёнка берут на руки, он успокаивается, улыбается или гулит, когда с ним разговаривают, иногда отвечает звуками.

Больше улыбается, издаёт звуки на знакомое лицо.

 От 4 до 8 мес

Стабилизируются временные паттерны кормления и сна. Ребёнок смеётся, если с ним взаимодействуют знакомые и родные люди.

Успокаивается при сосании пальца или соски.Реагирует на присутствие другого ребёнка или тянется к нему. Причём ребёнок может быть одного с ним возраста или старше.Начинает отличать своих от чужих. Капризничает, когда мать покидает комнату.

Показывает  признаки обеспокоенности при чужих людях.

Может играть с половыми органами, когда рука попадает в область гениталий.

Получает удовольствие от игры со взрослыми.

 От 8-12 мес

Ребёнок старается быть ближе к матери: следует за ней, выражает беспокойство в присутствии чужих, демонстрирует тревогу и напряжение, когда мать уходит.

В коммуникации со взрослыми может предложить игрушку, но не отпускает .

Показывает признаки эмпатии. Реагирует на стрессовую ситуацию и негативные эмоции взрослого человека, может предложить ему свою игрушку, как бы утешая. Но на самом деле в этом возрасте ребёнок пытается утешить себя самого и снять возникшее эмоциональное напряжение.Потому что пока не может дифференцировать свои и чужие эмоции.

В спокойном состоянии играет в присутствии матери, изучает окружение, периодически обращаясь за подтверждением правильности своих действий, за эмоциональным одобрением.

 От1  года до 2 лет

Когда ребёнок раздражён или испуган, начинает искать успокоения у матери или другого близкого человека.

Ориентируется эмоционально на мать. Если она дружелюбна, то и он тоже.

Формирует реакции на других людей в соответствии с реакциями матери.

Пытается помочь другому человеку в состоянии стресса, напряжения: издаёт звуки, выражая симпатию или может попытаться что-то предложить.

Может играть с другими детьми, делая то, что делают они. Но не взаимодействует напрямую, - так называемая, параллельная игра.

Теряет самоконтроль, когда фрустрирован или устал. Может появиться

истерика в поведении.

Следующий период 2-3 года

Показывает сильные признаки привязанности к матери. Протестует, когда уходит, требует, чтобы она делала что-то вместе с ним.

С другими детьми игрушками делиться редко, в основном протестует.

В этом возрасте начинает формироваться восприятие пола.

Играет с детьми своего пола.Тоже самое относится и к игрушкам. Мальчики играют с мальчиками. а девочки с девочками. Понимает стереотипы гендерных ролей: мама готовит. а папа чинит.

Начинает показывать внешние признаки вины и раскаяния. если сделал что-то не то, появляется самоосознание, понимание результата действий: " Правильно я сделал или нет?" 

От 3 до 5 лет

Может совместно манипулировать объектами, например, строить совместно с другими детьми что-то в песочнице. До 3 лет такого обычно не происходит.Сейчас ребёнок улыбается другим детям, кооперируется с ними, взаимодействует.

Проявляются вспышки агрессии при коммуникации с другими детьми.Совместно играет с 2-мя или 3-мя детьми . Показывает ещё большую склонность, по сравнению с прошлыми годами, к игре с детьми своего пола, игрушками своего пола, заставляет других детей следовать гендерным нормам, даже детей младшего возраста.

От5 до 6 лет

Нравится следовать за лидером, когда он появляется в какой-то из групп.

Увеличивается объём кооперативного взаимодействия, игрового поведения с другими детьми.

Может появляться нервозность и привычки связанные с ней.Например, обкусывание ногтей.

Когда ребёнок становится старше, могут появиться симптомы невротизации, что говорит о нормальном эмоциональном развитии.

В этом возрасте, ребёнок участвует в различной групповой активности.

Показывает меньше агрессивного и больше просоциального поведения.

Но может играть достаточно грубо, хотя в разговоре перестаёт перебивать и лучше передаёт свои мысли. Чувствует, когда можно начать говорить, начинает понимать и использовать сарказм. Может намеренно раздражать родителей.

Получает удовольствие от обмена и собирания вещей. Коллекционирует их.

Например, фантики, машинки, футбольные карточки, - всё, что угодно.

Понимает постоянство пола: мальчики - это мальчики, а девочки - это девочки, даже, если на них одежда противоположного пола.

Всё ещё привязан к родителям, но гораздо меньше потребность в прямом физическом контакте с ними.

От 8 до 13 лет и выше

Распознаёт границы своего личного пространства и пространства других, соблюдает их границы.

Негативно реагирует на игры со сменой половых ролей, т.к. идут по нарастающей аспекты, вязанные с половым созреванием.

Гендерные стереотипы постепенно становятся более гибкими: мальчики могут играть в этом возрасте с куклами. И от этого они не перестают быть мальчиками.

Им нравятся всякие секреты, окружающие дети становятся более важны.

Формируются более близкие связи в парах  или маленьких группах, появляются первые друзья. В этом возрасте появляется большее понимание своего статуса в группе.

Появляется широкий спектр активности вне школы. 

Ребёнок начинает интересоваться секциями, кружками и т.д.

Все подростковые рок-группы расчитаны примерно на возраст 14 лет и выше, кода подростки объединяются по интересам.

Бывают частые конфликты с братьями и сёстрами.

Ощущается давление группы, появляется конформизм. Хочется соглашаться и вписываться в группу сверстников, занять в ней своё место, сформировать свою социальную роль. Это основано на эмоциональном ощущении: хочу и чувствую, что должен быть в определённой роли в социуме.

Группа становится очень важной.

Концепция личности: сосредоточенность на собственных чувствах. Распознаёт мораль той или иной истории. Может быть настроен критично к себе.

Финальный этап эмоционального развития это 13 лет и более и относится к сексуальному развитию в основном.

Нарастает жделание стать независимым от родителей. Большое внимание уделяется собственной концепции личности, поведению и внешнему виду.

Личность становится привязанной к различным философским течениям и идеологиям.

Иногда это называется "философской интоксикацией".

В этом возрасте интересуются религией, философией и другими движениями, объединениями.

Показывает большую толерантность к поведению не характерному определённому полу .

Концепция "мужчины не плачут" работает только до 13 лет.

Половые различия в проявлении агрессивности исчезают: девочка может стать агрессивной, в восприятии мальчика - это нормально.

Одежда начинает подчёркивать вторичные половые признаки.

В разговорах с друзьями начинаются сексуальные темы, появляется интерес к противоположному полу.

Шутки начинают соответствовать социальным нормам, т.е. матеряться только там, где это может быть уместно.

Начинают флиртовать, обниматься, целоваться, держаться за руки.

Остаются комформными к группе и восстают против авторитета родителей.

В эмоциональном и коммуникативном ключе родители больше не пользуются авторитетом, - группа важнее.

 Важность эмоционального развития

Таковы нормы развития эмоционального и сексуального по возрастам. И родителям так или иначе нужно у читывать это.

Если Вы спросите почему, то мой ответ такой.

Это важно для будущего ваших детей, не просто будущего, а счастливого будущего, для их нормального развития и взросления.

А также для успешной социализации.

Каждый здравомыслящий человек желает счастья своим детям.

Но сначала нужно понять всё ли в порядке с нашими чадами или им не хватает нашего внимания, принятия и понимания возрастых норм развития.

Это очень важно, чтобы не упустить момент, когда ещё можно повлиять на ребёнка и для того, чтобы не перегнуть палку.

Так что желаю всем нам успехов в такой сложной области как воспитание собственных детей.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение