Содержание
- Критерии нормального развития
- Критерии, которые говорят о нормальном эмоциональном развитии
- Важность эмоционального развития
Нормы эмоционального развития детей
С самого рождения дети учатся выражать чувства.
Быстро наращивают способности к эмоциональному выражению чувств и ощущений, управлению и когнитивным способам выражения эмоций.
Эти процессы идут одновременно с развитием таких навыков как моторный контроль мышления и языка.
Адекватное эмоциональное развитие в первые 5 лет закладывает фундамент для адаптации, например, в школе. А также для формирования социальных отношений в течение жизни: способность устанавливать дружеские и рабочие отношения с людьми.
Часто родители не уделяют внимания эмоциональному развитию ребёнка ставя во главу угла другие аспекты развития.
Необходимо, чтобы способность или эмоциональная компетентность, - переживать эмоции, понимать, управлять ими развивалась.
Поэтому нужно уделять этому много внимания, чтобы развитие было гармоничным, соответственно возрасту ребёнка.
Критерии нормального эмоционального развития
Первый критерий: плач.
Плач ребёнка до 8 недель самый интенсивный, но начиная с 12-14 недели становится более стабильным, ровным и не вызывает сильного напряжения у родителей.
Второй критерий: глазной контакт.
Ребёнок устанавливает глазной контакт, если его держать в 20-ти см от лица взрослого человека, смотрящего на него.
Если это происходит, значит развитие адекватное.
Когда ребёнка берут на руки,успокаивается, улыбается или гулит, когда с ним разговаривают, иногда отвечает звуками.
Больше улыбается, издаёт звуки на знакомое лицо.
Уровень эмоционального развития можно разделить на несколько групп.
От 0 до 4 мес
Когда ребёнка берут на руки, он успокаивается, улыбается или гулит, когда с ним разговаривают, иногда отвечает звуками.
Больше улыбается, издаёт звуки на знакомое лицо.
От 4 до 8 мес
Стабилизируются временные паттерны кормления и сна. Ребёнок смеётся, если с ним взаимодействуют знакомые и родные люди.
Успокаивается при сосании пальца или соски.Реагирует на присутствие другого ребёнка или тянется к нему. Причём ребёнок может быть одного с ним возраста или старше.Начинает отличать своих от чужих. Капризничает, когда мать покидает комнату.
Показывает признаки обеспокоенности при чужих людях.
Может играть с половыми органами, когда рука попадает в область гениталий.
Получает удовольствие от игры со взрослыми.
От 8-12 мес
Ребёнок старается быть ближе к матери: следует за ней, выражает беспокойство в присутствии чужих, демонстрирует тревогу и напряжение, когда мать уходит.
В коммуникации со взрослыми может предложить игрушку, но не отпускает .
Показывает признаки эмпатии. Реагирует на стрессовую ситуацию и негативные эмоции взрослого человека, может предложить ему свою игрушку, как бы утешая. Но на самом деле в этом возрасте ребёнок пытается утешить себя самого и снять возникшее эмоциональное напряжение.Потому что пока не может дифференцировать свои и чужие эмоции.
В спокойном состоянии играет в присутствии матери, изучает окружение, периодически обращаясь за подтверждением правильности своих действий, за эмоциональным одобрением.
От1 года до 2 лет
Когда ребёнок раздражён или испуган, начинает искать успокоения у матери или другого близкого человека.
Ориентируется эмоционально на мать. Если она дружелюбна, то и он тоже.
Формирует реакции на других людей в соответствии с реакциями матери.
Пытается помочь другому человеку в состоянии стресса, напряжения: издаёт звуки, выражая симпатию или может попытаться что-то предложить.
Может играть с другими детьми, делая то, что делают они. Но не взаимодействует напрямую, - так называемая, параллельная игра.
Теряет самоконтроль, когда фрустрирован или устал. Может появиться
истерика в поведении.
Следующий период 2-3 года
Показывает сильные признаки привязанности к матери. Протестует, когда уходит, требует, чтобы она делала что-то вместе с ним.
С другими детьми игрушками делиться редко, в основном протестует.
В этом возрасте начинает формироваться восприятие пола.
Играет с детьми своего пола.Тоже самое относится и к игрушкам. Мальчики играют с мальчиками. а девочки с девочками. Понимает стереотипы гендерных ролей: мама готовит. а папа чинит.
Начинает показывать внешние признаки вины и раскаяния. если сделал что-то не то, появляется самоосознание, понимание результата действий: " Правильно я сделал или нет?"
От 3 до 5 лет
Может совместно манипулировать объектами, например, строить совместно с другими детьми что-то в песочнице. До 3 лет такого обычно не происходит.Сейчас ребёнок улыбается другим детям, кооперируется с ними, взаимодействует.
Проявляются вспышки агрессии при коммуникации с другими детьми.Совместно играет с 2-мя или 3-мя детьми . Показывает ещё большую склонность, по сравнению с прошлыми годами, к игре с детьми своего пола, игрушками своего пола, заставляет других детей следовать гендерным нормам, даже детей младшего возраста.
От5 до 6 лет
Нравится следовать за лидером, когда он появляется в какой-то из групп.
Увеличивается объём кооперативного взаимодействия, игрового поведения с другими детьми.
Может появляться нервозность и привычки связанные с ней.Например, обкусывание ногтей.
Когда ребёнок становится старше, могут появиться симптомы невротизации, что говорит о нормальном эмоциональном развитии.
В этом возрасте, ребёнок участвует в различной групповой активности.
Показывает меньше агрессивного и больше просоциального поведения.
Но может играть достаточно грубо, хотя в разговоре перестаёт перебивать и лучше передаёт свои мысли. Чувствует, когда можно начать говорить, начинает понимать и использовать сарказм. Может намеренно раздражать родителей.
Получает удовольствие от обмена и собирания вещей. Коллекционирует их.
Например, фантики, машинки, футбольные карточки, - всё, что угодно.
Понимает постоянство пола: мальчики - это мальчики, а девочки - это девочки, даже, если на них одежда противоположного пола.
Всё ещё привязан к родителям, но гораздо меньше потребность в прямом физическом контакте с ними.
От 8 до 13 лет и выше
Распознаёт границы своего личного пространства и пространства других, соблюдает их границы.
Негативно реагирует на игры со сменой половых ролей, т.к. идут по нарастающей аспекты, вязанные с половым созреванием.
Гендерные стереотипы постепенно становятся более гибкими: мальчики могут играть в этом возрасте с куклами. И от этого они не перестают быть мальчиками.
Им нравятся всякие секреты, окружающие дети становятся более важны.
Формируются более близкие связи в парах или маленьких группах, появляются первые друзья. В этом возрасте появляется большее понимание своего статуса в группе.
Появляется широкий спектр активности вне школы.
Ребёнок начинает интересоваться секциями, кружками и т.д.
Все подростковые рок-группы расчитаны примерно на возраст 14 лет и выше, кода подростки объединяются по интересам.
Бывают частые конфликты с братьями и сёстрами.
Ощущается давление группы, появляется конформизм. Хочется соглашаться и вписываться в группу сверстников, занять в ней своё место, сформировать свою социальную роль. Это основано на эмоциональном ощущении: хочу и чувствую, что должен быть в определённой роли в социуме.
Группа становится очень важной.
Концепция личности: сосредоточенность на собственных чувствах. Распознаёт мораль той или иной истории. Может быть настроен критично к себе.
Финальный этап эмоционального развития это 13 лет и более и относится к сексуальному развитию в основном.
Нарастает жделание стать независимым от родителей. Большое внимание уделяется собственной концепции личности, поведению и внешнему виду.
Личность становится привязанной к различным философским течениям и идеологиям.
Иногда это называется "философской интоксикацией".
В этом возрасте интересуются религией, философией и другими движениями, объединениями.
Показывает большую толерантность к поведению не характерному определённому полу .
Концепция "мужчины не плачут" работает только до 13 лет.
Половые различия в проявлении агрессивности исчезают: девочка может стать агрессивной, в восприятии мальчика - это нормально.
Одежда начинает подчёркивать вторичные половые признаки.
В разговорах с друзьями начинаются сексуальные темы, появляется интерес к противоположному полу.
Шутки начинают соответствовать социальным нормам, т.е. матеряться только там, где это может быть уместно.
Начинают флиртовать, обниматься, целоваться, держаться за руки.
Остаются комформными к группе и восстают против авторитета родителей.
В эмоциональном и коммуникативном ключе родители больше не пользуются авторитетом, - группа важнее.
Важность эмоционального развития
Таковы нормы развития эмоционального и сексуального по возрастам. И родителям так или иначе нужно у читывать это.
Если Вы спросите почему, то мой ответ такой.
Это важно для будущего ваших детей, не просто будущего, а счастливого будущего, для их нормального развития и взросления.
А также для успешной социализации.
Каждый здравомыслящий человек желает счастья своим детям.
Но сначала нужно понять всё ли в порядке с нашими чадами или им не хватает нашего внимания, принятия и понимания возрастых норм развития.
Это очень важно, чтобы не упустить момент, когда ещё можно повлиять на ребёнка и для того, чтобы не перегнуть палку.
Так что желаю всем нам успехов в такой сложной области как воспитание собственных детей.
Оставить комментарий