Фрейд и его теория личности

Обновлено:

Здравствуйте, читатели моего блога!

Сегодня поговорим о существующих на сегодняшний день теориях личности человека.

Содержание

  1. Понятие теории личности
  2. Психоанализ Зигмунда Фрейда
  3. Три части личности человека
  4. Психологические защиты
  5. Теория личности Альфреда Адлера
  6. Положения аналитической теории личности Карла Густава Юнга
  7. Теория личности Эриксона

Понятие теории личности

Сначала выясним, что же означает это понятие.

Теория личности - это умозаключение или гипотеза о том, что представляет собой человек , как он ведёт себя и почему поступает так, а не иначе.

Всего таких теорий существует восемь. Поговорим о некоторых из них.

классический психоанализ

индивидуальная теория личности Адлера

психосоциальная теория личности Эриксона

аналитическая теория личности

гуманистическая теория личности

когнитивная теория личности

деятельная теория личности

поведенческая теория личности

диспонциальная

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Эта теория гласит: "Личность - это совокупность агрессивных и сексуальных мотивов и защитных механизмов"

Структура личности, согласно этой теории представляет собой соотношения отдельных индивидуальных свойств и защитных механизмов.

Существует 3 уровня структуры личности

сознательное

предсознательное

бессознательное

Основоположник этой теории Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что развитие психики человека - это приспособление, адаптация к окружающей действительности, которая преимущественно агрессивна и враждебна.

Движущими силами психического развиия являются врождённые и бессознательные влечения.

Основой психического развития становится не интеллектуальная сфера, как во многих других направлениях, но эмоции и мотивы человека. А познавательное развитие рассматривается как последствие мотивационного.

Структура личности располагается в 3-х слоях сознательного, предсознательного и бессознательного.

При этом, по мнению Фрейда, содержание бессознательного недоступно осознанию ни при каких условиях.

А содержание предсознательного слоя доступно осознанию, хотя это и требует значительных усилий.

Три части личности человека

Фрейд выделял 3 части в структуре личности: Ид, Эго и Супер-Эго.

В бессознательном слое находится структура Ид, которая является энергетической основой психического развития, т.к. в ней располагаются врождённые бессознательные влечения, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта.

Считается, что существует 2 бессознательных врождённых влечения.

- Это инстинкт жизни и инстинкт смерти, который находится в антогонических отношениях с собой.

И служат фундаментом для внутреннего конфликта.

Неосознонность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном, но и с тем, что поведение человека вызывается одновременно действием этих сил.

С точки зрения Фрейда, врождённые влечения являются каналами по которым проходит энергия.

Поэтому теория Фрейда называется ещё и психодинамической: психическая энергия стремится к разрядке и удовлетворению влечений.

Поэтому неудовлетворение или фрустрация влечения, приводит к неврозу. На этом основании разработана идея катарсического разрешения или по-другому, разрядки - трансфер, т.е. обмен энергиями между психоаналитиком и клиентом.

Фрейд считал, что с инстинктом жизни связана специфическая энергия под названием либидо.

Что касается бессознательного, то оно постоянно расширяется, т.к. желания человека, которые по тем или иным причинам не реализовались, вытесняется в бессознательное, наполняя его содержание.

Структура Эго, так же является врождённой и располагается как в сознательном слое, так и предсознании. Таким образом, человек всегда может осознать своё Я, хотя это и представляется трудным делом.

В процессе жизни ребёнка содержимое Ид расширяется, а содержимое Эго, наоборот, сужается.

Это объясняется, тем что ребёнок рождается с океаническим чувством Я и вбирает в себя весь окружающий мир, т.е. ребёнок чувствует себя неотъемлемой, неделимой частью окружающего мира, но со временем он начинает осознавать границы между собой и миром, который его окружает. Его Я локализуется до границ тела и объём его Эго сужается.

Постепенно начинает формироваться супер-Эго.

Это не врождённая часть психики, появляющаяся в  процессе жизни ребёнка.

Механизмом её формирования является идентификация с близкими взрослыми, теми, кто ухаживает за ребёнком и общается с ним, черты этих людей становятся содержанием супер-Эго.

Между тремя этими структурами психики существует неустойчивое равновесие и направление их развития противоположно друг другу.

Потому что влечение, которое содержится в ИД, стремится к своему удовлетворению и диктует такие желания не осуществимые ни в одном обществе.

А в содержание супер-Эго входит самонаблюдение, идеалы человека, которые появляются с течением времени. Супер-Эго стоит на страже соблюдения общественных норм.

Таким образом,Эго становится ареной борьбы противоречивых тенденций, диктуемых Ид и супер-Эго.

Состояние внутреннего комфорта с одной стороны и требования общества, с другой, держит человека в напряжении и снижает его устойчивость к неврозам.

Поэтому Фрейд считал, что напряжение делает людей потенциальными невротиками и нет чёткой грани между нормой и патологией.

Психологические защиты

Фрей выделял несколько основных психологических защит, которые помогают человеку сохранять психологическую устойчивость:

регрессия

рационализация

проекция

сублимация

вытеснение

Притом при всём, энергия вытесненного и неосуществлённого желания не реализуется в действии и оставаясь в человеке, увеличивает напряжённость, хотя желание и вытесняется в бессознательное и человек о нём совершенно забывает.

Тем неменее, вытесненное желание имеет свойство прорываться сквозь бессознательное в виде снов и символов, а так же в виде описок, оговорок, ошибок.

Отношение Фрейда  к символам стали причиной расхождения с его учеником Юнгом, который считал, что есть тесная связь между символом и стремлением человека. И возражал против толкования их Фрейдом.

Регрессия и рационализация  более успешные психологические защиты, т.к. они дают возможность хотя бы отчасти разрядить напряжение от неосуществлённых желаний человека.

Символ же, по мнению Фрейда, не отражает непосредственно желание, а трансформируется.

И поэтому Фрейд придавал огромное значение толкованию таких моментов в жизни человека как ошибки, сновидения, ассоциации.

Что представляет из себя регрессия?

По большому счёту, - это откат, возвращение в прошлое своё состояние, на годы назад. Как это выражается?

Когда возникает ситуация конфликта, человек может начать начать портить вещи, начинает верить в чудеса, стремится к каким-то рискованным ситуациям, причём часто такое поведение считается общепринятым.

По сути, регрессия - это примитивный способ психологической защиты.

А рационализация стремится хоть как-то контролировать ситуацию. Поэтому человек, не осознавая настоящих причин своего поведения, объясняет их придуманными, морально оправданными мотивами и пытается хоть как-то объяснить свои поступки.

Выбирая способ защиты - проекцию, человек приписывает другим свои желания и чувства, которые сам испытывает в данный момент.

Если проекция находит подтверждении в поведении другого человека, то такая защита бывает успешной.

На основе этого защитного механизма, в психоанализе были разработаны проективные методы работы с клиентом, когда психоаналитик просит его закончить фразу или составить рассказ по сюжетным картинкам.

Эти методы стали прорывом в психоанализе для изучения личности.

Но наиболее совершенном способом защиты является сублимация, она помогает направить сексуальную или агрессивную энергию в другое русло.

Фрейд считал творчество эффективным и полезным продуктом сублимации. В творчестве происходит полная реализация накопленной энергии, очищение от неё - катарсис.

На основе данного подхода, в психологии был разработана арт-терапия.

В своей психотерапии, Фрейд исходил из того, что между пациентом и психотерапевтом устанавливается как бы канал, по которому проходит энергия и  происходит обмен энергиями, т.е. образуется, так называемый, трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное клиента, но и внушает ему понимание того, почему возникло невротическое состояние. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, ошибок пациента и на основе вытесненного влечения.

Психотерапевт внушает своё толкование, которое человек принимает не критикуя и, по мнению Фрейда, - это помогает достичь катарсиса, т.к. таким образом он принимает своё бессознательное и освобождается от него.

Такая терапия была названа дерективной, в отличие от той, когда психотерапевт и клиент равноправны в своём общении.

Ученик Карл Юнг и коллега Зигмунда Фрейда Альфред  Адлер критиковали его за непомерное значение, которое он придавал инстинктам и сексуальным побуждениям.

Несмотря ни на что идеи Фрейда повлияли на развитие мировой культуры и психологии.

Теория личности Альфреда Адлера

 Адлер разработал свою теорию личности, основными положениями которой стали

фиктивный финализм

стремление к превосходству

чувство неполноценности

общественный интерес

стиль жизни

творческое Я

Адлер утверждал, что личность индивидуума является его собственностью и творением.

Творческая сила человека играет роль в создании фиктивной цели, т.е. результата и стиля жизни.

В свою очередь стиль жизни находится под влиянием фиктивной жизненной цели, берущей своё начало в раннем детстве.

По мере того, как Адлер разрабатывал свою теорию, становилось очевидным, что положении о свободе творческого Я приобретет особое значение.

На тот момент, Адлер единственный, кто  считал, что тенденция в развитии личности, сохранять свою индивидуальность, является важнейшей.

У немецкого философа Файденгера Адлер заимствовал идею фиктивного финализма: все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируют, обусловливают поведение человека.

Согласно этому мотивы поведения человека в большей степени обусловлены надеждами на будущее, чем основываются на прошлом опыте.

Это реальный стимул, который определяет устремления человека.

Адлер подчёркивал, что человек может освободиться от фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть. Но для невротиков это невыносимо.

А разрыв между реальностью и фикцией ещё более усиливает напряжение.

Адлер считал, что ребёнок рождается не с готовыми структурами личности, а всего лишь с их прообразами.

Полностью структуры формируются в течение жизни и наиболее важной из них он считал стиль жизни, определяющем поведение человека. Это та доминанта, которая определяет опыт человека и тесно связан с чувством общности, - одним 3-х бессознательных чувств, формирующих структуру Я.

Чувство общности или общественный интерес - это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяя её содержание и направление.

Другие 2 бессознательных чувства: неполноценности и стремление к превосходству являются истинной энергией личности, необходимой для развития личности.

Они являются стимулами для личностного роста и самосовершенствования.

Так же Адлер выделял 4 вида компенсации

неполная

новая

сверхкомпенсация

минимальная компенсация или уход в болезнь

Адлер считал, что только в сотрудничестве человек может преодолеть своё чувство неполнлценности и внести ценный вклад в развитие общества.

Хотя не все положения теории Адлера нашли подтверждение, тем не менее он так же как и Фрейд внёс огромный вклад в развитие психологии.

Положения аналитической теории личности Карла Густава Юнга

·в структуре личности доминирует бессознательное, основу которого составляет коллективное бессознательное, - совокупность всех врождённых архетипов

·основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека

·конечная цель - полная реализация Я

Архети́п (от др.-греч. ἀρχέτυπον «первообраз, оригинал, подлинник, образец») — в аналитической психологии структурный элемент коллективного бессознательного. Не путать с архетипическим образом   (Википедия)                                                                                                                                               

В отличие от Фрейда, Юнг считал, что бессознательное - это гораздо больше, чем подавленное сексуальное желание.

Врождённое бессознательное содержит, имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Как  и Адлер, Юнг отвергал заявление Фрейда о том, что он представлять собой "приложение к половой сфере".

Либи́до (лат. lĭbīdo — похоть, желание, страсть, стремление) — одно из основных понятий психоанализа, разработанных Зигмундом Фрейдом для описания разнообразных проявлений сексуальности. Оно обозначает некую специфическую энергию, лежащую в основе полового влечения.
Фрейд приравнивал либидо к эросу Платона и определял его как энергию влечения — основу половой любви, а также любой другой (например, любви к родителям и детям). По Фрейду, в узком смысле, либидо означает психическую энергию, которая может быть разряжена только путем сексуального удовлетворения, а в более широком смысле либидо — это энергия инстинктов жизни, любая психическая энергия, лежащая в основе стремления к созиданию, любви и гармонии.
Термин «либидо» использовался Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, невроза, а также для описания хода психического развития человека. В преобразовании либидо (т. н. сублимации) Фрейд видел источники творческой энергии. В современной сексологии термин либидо используется, как правило, в значении «половое влечение»(Википедия)

Юнг считал, что развитием личности человека руководят врождённые психологические факторы, полученные от родителей первичные идеи - архетипы.

Например, универсальные архетипы: идея Бога, добра и зла...

Эти архетипы присущи всем народам.

Но есть так же и специфические, культурно-индивидуальные.По Юнгу архетипы отражаются в сноведениях, фантазиях, символах.

Их отображение можно увидеть в религии, искусстве. Поведение же человека подчинено врождённым архетипам или коллективному бессознательному.

Черты характера человека - это психологические свойства отдельных архетипов данного человека, которые являются основными элементами личности.

Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

Свойства архетипа Персона - это психологические характеристики человека, которые он выставляет напоказ.

А свойства архетипа Тень - истинные психологические чувства, который человек прячет.

Архетип Дух или Мудрый Старец по Юнгу, - это значит быть мужественным, твёрдым, смелым, охранять и защищать, а так же охотиться.

Архетип Анема или Душа - это мягкость, заботливость.

Наиболее известным вкладом Юнга являются и по сей день, понятия экстро- и интроверсия.

Согласно теории Юнга, они сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них доминирует.

Вскоре после того, как была сформулирована эта концепция, Юнг понял, что только этим дело не ограничивается, что невозможно с помощью инто- и экстраверсии объяснить все различия между людьми и, поэтому расширил типологию, включив в неё психологические функции:

мышление

чувства

ощущения

интуиция

Согласно Юнгу, конечная жизненная  цель  - это полная Я-реализация своей уникальной психической реальности. Реализация свойств индивида - это дело всей жизни и называется индивидуацией.

Юнг считал самореализацию конечным пунктом развития личности, но оно возможно только для высокообразованных и способных людей. Но для подавляющего числа людей она недостижима.

Теория личности Эриксона 

·ведущая роль в становлении личности принадлежит Эго

·человек развивается всю жизнь и в процессе своего становления переживает 8 кризисов, каждый из которых соответствует своему возрасту и отвечает за формирование отдельных черт характера.

·Во второй половине 20-го века появилась, как мы знаем глубинная психология, которая получила распространение через теорию Эрика Эриксона. 

Глубинная психология (нем. Tiefenpsychologie) — общее название для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на наблюдение бессознательных психических процессов. В качестве синонима понятия «глубинная психология» часто используется понятие «динамическая психология», хотя термин «динамический» обозначает лишь частный случай глубинного подхода (наряду с экономическим и топографическим), описывающего психические феномены не в статическом, а в динамическом аспекте — как результат столкновения и сложения бессознательных влечений. (Википедия)

Это связано с тем, что его мысли о ценности личности, её идентичности самой себе и обществу, в котором она живёт, стали актуальны для современных социологов. А причиной тому было одиночество и разобщённость людей современности.

Эриксон был учеником не самого Зигмунда Фрейда, а  последователем Анны Фрейд и развивал не классический психоанализ, а Эго психологию.

В основе этой концепции была заложена идея не бессознательного Ид, как у Фрейда, а осознаваемой части Эго. И стремится она в своём развитии к сохранению индивидуальности и своей ценности.

Эриксон доказывал, что существует тесная связь между психическим развитием индивида и влиянием социума.

Эриксон отметил, что в каждом обществе существует, присущий только ему стиль воспитания и только он признаётся правильным.

С этим связано понятие групповой идентичности, т.е. чувство единения с окружающими людьми.

Позже у человека начинает формироваться Эго-идентичность, т.е. чувство идентичности и непрерывности своего Я.

Эриксон считал, что на своём жизненном пути каждый человек переживает кризисы, соответственно своему возрасту и они тесно связаны с формированием Эго-идентичности:

кризис 1-го года жизни

кризис 2-го года жизни

кризис 3-го года жизни

4-ый кризис приходится на период младшей школы(6-7 лет)

5-ый кризис приходится на период полового созревания

6-ый кризис приходится на 20-35 лет

возраст 40 лет

завершающий жизненный кризис

В кризис первого года жизни закладывается доверие или недоверие к жизни. Второй кризис помогает развить в ребёнке чистоплотность и стыдливость. Третий кризис - самостоятельность.

В младшей школе, во время 4-го кризиса ребёнок сталкивается с групповой идентификацией.

В подростковом возрасте пятого кризиса человек ищет себя. В период 6-го кризиса молодой человек любовь и создаёт семью, воспитывает детей.

В 40 лет происходит переоценка ценностей и стремление поделиться своим опытом с молодыми.

А в завершающем кризисе человек переживает своё старение и подытоживает всё что было в его жизни и осознаёт неизбежность смерти. Но, если человек в этом возрасте не может простить себе своих прежних ошибок и не принимает своей смертности,то доживает век в страхе и тревоге.

Такова теория личности в современном психоанализе, основоположником которого был З. Фрейд и его последователи, которые несмотря на все противоречия дополнили и расширили его теорию.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение